KURGAN.RU - Информационный портал
16+
Поиск
ОБЪЯВЛЕНИЯ Мобильные новости
Карта

Интервью с Николаем Винниченко

Интервью с Николаем Винниченко полномочным представителем Президента РФ в УрФО

Николай Винниченко: «В субъектах округа есть проблемы, но предъявлять претензии к руководителям я не могу»

3 марта в Москве, в ИТАР ТАСС, состоялась пресс-конференция Николая Винниченко на тему: «Антикризисная политика. Москва и Урал — точки взаимодействия».

— Охарактеризуйте, пожалуйста, общую обстановку в округе.

Урал — это не только центральная евроазиатская часть России, но и центр нефтяной, газоперерабатывающей промышленности, металлургии, станкостроения. Это действительно индустриальное сердце России. До недавнего времени (и эти пропорции сохранились) округ производил около трети всего ВВП страны. С учетом прироста валового регионального продукта за последние годы динамика роста округа по большинству направлений была выше среднероссийских темпов развития основных отраслей промышленности. По уровню жизни, сокращению смертности округ лидировал.

Конечно, кризис не мог не затронуть и нас, и затронул нас в первую очередь, потому что одна из основных составляющих окружной экономики, металлургия, с учетом падения конъюнктуры цен на мировом рынке, очень сильно страдает. Это не могло не сказаться на экономике округа в целом. Если 2008 год Уральский федеральный округ закончил с промышленными индексами, сопоставимыми с 2007 годом (всего на 0,5 %. меньше, чем в 2007), то в январе, феврале нынешнего года этот показатель составил уже 89,5 %.

Я надеюсь, что динамика падения замедлится, но, тем не менее, негативные тенденции мы ощущаем и на себе. Это не может не сказываться и на социальном положении людей. Говорить о том, что мы прошли пик падения, было бы преждевременно, однако с начала февраля мы начали отслеживать обнадеживающие тенденции в развитии экономики, которые позволяют нам говорить о том, что кризисные явления понемногу начинают преодолеваться.

Начинает набирать обороты металлургическая промышленность. То падение производства до 40-50 проц., которое мы фиксировали на ряде металлургических предприятий, миновало. Сейчас портфель заказов начинает заполняться, и предприятия оживают. Появляются новые заказчики, в том числе и зарубежные, возвращаются сокращенные работники.

Вместе с тем два основных критерия, по которым отслеживаются кризисные явления — уровень безработицы и задолженность по заработной плате все равно заставляют нас в ежедневном режиме мониторить ситуацию и принимать оперативные решения по оказанию помощи и субъектам, и группам предприятий, и отдельным предприятиям для того, чтобы минимизировать негативные последствия для них.

Цель — стабилизировать положение людей, работающих в различных промышленных отраслях и раньше других испытывающих те негативные последствия, которые происходят в мировой экономике и в экономике Уральского федерального округа.

До конца прошлой недели задолженность по заработной плате в округе была самой низкой по РФ, но буквально за неделю прирост задолженности составил 50 %. Надеюсь, что на фоне позитивной динамики снижения задолженности по ряду регионов это локальное явление. Активно в этой сфере работают органы прокуратуры и местного самоуправления, которые согласованно прилагают усилия для того, чтобы обязать работодателей более ответственно относиться к положению людей и ликвидировать долги в оперативном порядке.

По моей оценке, управленческие структуры окружного уровня работают достаточно слаженно, хотя есть достаточно серьезные проблемы, которые мы обсуждаем в еженедельном режиме видеоконференции с руководителями субъектов. У нас существует антикризисный штаб, который очень активно работает.

Если говорить об уровне безработицы, то динамика ее прироста в последнее время понемногу стабилизируется. Если в декабре — январе еженедельный прирост безработицы составлял до 10 %, то сейчас этот показатель снижается до 6 — 5,3 %. Надеюсь, что через какое-то время мы придем к нулевому балансу. Тогда можно будет оценить тот ущерб, который кризис нанес экономике.

При координации со стороны аппарата полномочных представителей мы попытались добиться создания единой системы управления кризисными явлениями, которая включает в себя систему антикризисных штабов на субъектном и муниципальном уровне. Необходимо придать большую динамику работе этих штабов, большую оперативность в принятии решений и оценке ситуации, над чем мы активно и работаем. Однако и об этом неоднократно говорил президент, кризис рано или поздно проходит, и нам нужно уже сегодня закладывать основания для дальнейшей переоценки наших возможностей и оценки перспектив развития экономики региона.

Когда я знакомился с экономическим потенциалом УФО, меня неприятно поразило то, что порядка 70 проц. важных предприятий металлургии, машиностроения и станкостроения имеют очень высокую степень изношенности основных фондов. Это говорит о том, что руководители предприятий в благополучные годы недостаточное внимание уделяли инновационной составляющей развития собственных производств. Снимались сливки с высоких доходов, которые получались без особого труда, в связи с чем именно эти производства страдают сейчас больше всего в условиях изменения конъюнктуры рынка, уменьшения спроса на производимую продукцию.

Вместе с тем, есть предприятия, которые интенсивно занимались инновациями, и я лично убедился в том, что инновационная составляющая является определяющим фактором для преодоления кризисных явлений. Эти предприятия тоже пострадали, но в меньшей степени, чем кто-либо другой. Их продукция продолжает пользоваться спросом, поскольку ее качество на фоне мировых стандартов выдерживает достаточно серьезную конкуренцию, и находит свой сбыт не только на территории РФ, но и продолжает, как и раньше, продаваться за рубежом.

Стратегия социально-экономического развития УрФО, известная как «2020» (стратегия развития до 2020 года с перспективой до 2030), как раз и заключается в том, чтобы развивать инновационный потенциал экономики округа. Вокруг этой мысли и сконцентрирован механизм реализации стратегии. Вообще в рамках этой стратегии предусматривается три направления развития: инерционный этап, энергетически-сырьевой и инновационный.

Когда мы с губернаторами обсуждали эту стратегию, было предложение ее скорректировать с учетом кризисных явлений, но все согласились с тем, что менять основные параметры нельзя, поскольку имеется и потенциал для ее реализации, и механизмы для решения сформулированных в ней задач. В число задач, прежде всего, входит повышение социально-экономического благосостояния людей, а так же развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, увеличение инвестиционной и инновационной составляющих, повышение социально-экономического потенциала регионов на фоне их взаимной интеграции.

Стратегия аккумулировала в себя стратегии развития экономик и социальной сферы входящих в округ шести областей и базируется на развитии муниципальных образований. Планируется, что в результате реализации этой стратегии к 2020 году благосостояние населения возрастет более чем в 2 раза, увеличатся инвестиции в округ, производительность труда возрастет в 2,3 раза, уменьшится процент населения, проживающего в экологически-неблагополучных регионах (на сегодняшний день его доля по УрФО составляет более 46 % и должна снизиться до 14 %).

Существенно возрастет вклад металлургической и обрабатывающей промышленности в экономику округа до 30 проц., а в перспективе уравняется с добывающими отраслями к 2030 году. Одна из основных идей экономического развития региона — это уход от сырьевой составляющей, которая до сих пор составляет становой хребет экономики. Большое внимание уделено развитию пяти опережающих зон развития региона, под каждую из которых разработан свой сценарий взаимодействия с общей экономикой округа.

Одной из важнейших составляющих этой стратегии является проект «Урал промышленный — Урал полярный». В течение этого года будет завершена проектная часть работы, уже в 2010 году планируется практическая реализация тех задач, которые данный проект ставит. Сущность проекта заключается в комплексном освоении полярного Урала, в строительстве железной дороги, протяженность которой составит порядка 1 200 км, которая свяжет север, юг Урала и его восточную часть в единое целое и будет служить магистральной связующей нитью, строительство которой повлечет за собой и создание инфраструктуры вокруг железной дороги, сопутствующей автомобильной магистрали, разработку месторождений разного спектра (которых на настоящее время разведано более двадцати).

Этот проект позволит сократить плечо доставки жидких энергоносителей от мест добычи до мест их потребления. Проект предусматривает создание порядка 200 тысяч дополнительных рабочих мест и, по моей оценке, выступит не только связующим звеном экономики УФО, но и экономик других регионов, потому что нам потребуется участие и прилегающих к УФО областей и регионов — это и Поволжье, это и Сибирь — тех, что работают вместе с нами и заинтересованы в развитии экономического потенциала России в целом.

Этот уникальный проект — один из немногих в России, который был настолько комплексно подготовлен. Создавался он при активном участии Российской академии наук и имеет под собой комплексную научную основу. В создании проекта принимали участие ученые и специалисты всего УФО, и я убежден, что нам удастся довести его до конца, в том числе и с учетом поддержки президента РФ, который неоднократно подтверждал на различных встречах важность этого проекта для экономики России.

— Сейчас много говорят о том, что нужно поддерживать отечественных товаропроизводителей. Какое место им отводится в проекте «Урал промышленный — Урал полярный»?

Естественно, этот проект будет сориентирован на отечественных товаропроизводителей, на предприятия как Уральского региона, так и тех регионов, которые посчитают возможным сотрудничество с нами. Сегодня интерес к нашему проекту проявляют Сибирский, Приволжский и Центральный федеральные округа. Мы планируем в апреле с участием моих коллег, полномочных представителей в этих округах, провести совещание на тему этого проекта и оценить возможности их участия в нем.

При прямом участии дирекции проекта и аппарата полномочного представителя мы планируем в одном из регионов провести выставку промышленного оборудования, которое округ может предложить нефтяной отрасли. Я думаю, что на фоне кризиса это своевременная мера. Мы хотим показать представителям нефтяной отрасли, какие механизмы, оборудование производятся в УФО для основной на сегодня отрасли округа.

Ряд компаний закупают аналогичные образцы оборудования за рубежом, хотя наши иногда не хуже, а иногда и лучше, а по цене в 2 — 3 раза дешевле зарубежных аналогов. Я думаю, что эта выставка сможет сориентировать представителей нефтяной промышленности на отечественного товаропроизводителя.

— В вашем округе сосредоточены крупнейшие предприятия ТЭКа, горнорудной, добывающей промышленности. Как складываются взаимоотношения с менеджментом предприятий естественных монополий?

Взаимоотношения рабочие и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Абсолютно со всеми представителями нефтяной и газодобывающей отрасли складываются нормальные отношения, сориентированные на максимальное использование потенциала округа и на максимальное вложение средств в его инфраструктуру, начиная с налогооблагаемой базы и заканчивая непосредственным участием менеджмента в поддержании и развитии окружной экономики.

Критиковать на сегодня никого не могу, потому что для этого нет оснований. Менеджмент понимает свою социальную ответственность перед теми, кто у них работает, и я знаю, что дана жесткая команда по всем отраслям и представителям естественных монополий не сокращать людей и объемы производства (хотя объективно, к сожалению, объем производства падает). Они делают все, чтобы сохранить социальную ситуацию в округе и не приводить своими действиями к эскалации напряженности и с учетом рыночных отношений минимизировать последствия кризиса, который, естественно, их затронул.

— Каковы результаты проверки социальных учреждений в Уральском федеральном округе?

Нам пока удалось посмотреть только небольшую часть таких учреждений, но уже видны определенные тенденции. К сожалению, органы власти абсолютно всех уровней до недавнего времени предметно вопросами, связанными с поддержанием нормального уровня пожарной безопасности, оказания медицинских услуг, обеспечения жилой площадью проживающих, комплексным решением проблем, связанных с реагированием на сигналы о пожарах не занимались.

Связано это с тем, что нуждается в совершенствовании порядок регулирования финансовых взаимоотношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями, которые занимаются обеспечением деятельности этих домов. К сожалению, нет четких критериев, которые устанавливали бы уровень ответственности субъектов и муниципальных образований за содержание подобных мест компактного проживания. Поскольку ответственность размыта, рождается нежелание заниматься проблемами этих учреждений. Отсюда недофинансирование и целый комплекс других проблем.

По результатам проверки наказано свыше трехсот человек, и это естественный результат контрольных мероприятий. Итогом станет целый комплекс наших соображений о том, как поправить ситуацию, выраженных в виде предложений в адрес президента и правительства. Возникла идея упорядочить систему финансирования этого вида учреждений, для того чтобы было понятно, кто и за что отвечает.

У каждого надзорного органа свой учет этих учреждений. Прокуратура в ходе проверки даже выявила так называемые «дома-фантомы», которые вообще ни на чьем учете не значатся, и их функционирование сводится к тому, что пенсионеров свозят в одно место проживания, и дальше о них заботится некий назначенный или выбранный человек, который не несет никакой юридической ответственности. В ходе проверки выявлено 7 «домов-фантомов» (1 — в Свердловской области и 6 — в Челябинской), которые функционировали без определения правового статуса. Потенциально там могли произойти ситуации аналогичные той, которая произошла в Коми.

Другая проблема, вскрывшаяся в результате этой проверки, связана с тем, что у нас очень большое количество таких учреждений просто не имеют лицензий на оказание медицинских услуг. В среднем по округу лишь 15 — 17 % учреждений имеют соответствующую лицензию. Это говорит о том, что медицинские услуги, которые оказываются в большинстве домов престарелых, оказываются нелегально.

В ближайшее время проверка будет завершена, и выводы будут сделаны очень жесткие, вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, которые допустили те или иные нарушения. То, что ситуация тревожная, проверка показала со всей очевидностью.

Как отразится кризисная ситуация в экономике на финансировании проекта «Урал промышленный — Урал полярный» и что по этому поводу думают в Инвестфонде?

Проект «Урал промышленный — Урал полярный» профинансирован в текущем году в полном объеме. Сейчас совет директоров Инвестфонда, аппарат полномочного представителя активно работают с Министерством регионального развития для того, чтобы понять порядок выделения средств из инвестиционного фонда на 2010 год, когда будут проходить уже практические мероприятия, связанные с работой в рамках проекта. Мы понимаем, что государственные средства, выделяемые из этого фонда не беспредельны, и мы не можем иждивенчески относиться к затратам государства даже на такие глобальные проекты. Сейчас идет активная работа по подысканию новых инвесторов, которую мы завершим в течение этого года.

Уже на первоначальном этапе строительства железной дороги планируется создание порядка 40-60 тысяч дополнительных рабочих мест. На каждый рубль, вложенный государством в экономику этого проекта, придется, по нашей оценке, до пяти рублей инвестиций. Интерес к проекту проявляют и ряд зарубежных стран, которые готовы под гарантии своих бюджетов принять участие в реализации этого проекта. Я убежден, что к концу 2009 года нам удастся инвестиционный портфель наполнить и начать строительство железной дороги и сопутствующих ей объектов.

— Насколько справляются со своими задачами губернаторы регионов УрФО и как можно оценить их работу?

В целом работу руководителей всех регионов я оцениваю как положительную. Естественно, есть и проблемы, в той или иной степени характерные практически для всех регионов. Основная проблема заключается в том, что система мониторинга и воздействия на кризисные явления до конца не отстроена на муниципальном уровне. Сейчас мы вместе с губернаторами работаем над тем, чтобы эта единая система взаимодействия, оперативного мониторинга ситуации и, самое главное, принятия решений и их реализации работала более эффективно.

Пожалуй, особых претензий на сегодняшний день у нас нет только к Тюменской области, которая достаточно системно простроила всю вертикаль управления и одна из немногих добилась сокращения уровня безработицы. В остальных субъектах есть проблемы, но не катастрофического характера и предъявить претензии к руководителям субъектов, что они не реагируют на наши сигналы или относятся к ним без заинтересованности, не осознавая уровня своей ответственности, я не могу.

— Отодвинется ли по срокам реализация проекта «Урал промышленный — Урал полярный» из-за экономического кризиса? Какие предприятия округа внесены или еще будут заявлены в список стратегических предприятий, нуждающихся в государственной поддержке?

Кризис не мог не внести свои коррективы, потому что и стратегия экономического развития округа и проектная часть «Урала промышленного — Урала полярного» рассчитаны по ценам 2007 года. Девальвация рубля, изменение экономической конъюнктуры, конечно, повлекут за собой изменения в наших расчетах. Думаю, что период стабилизации экономической ситуации станет отправной точкой для произведения окончательных расчетов. Естественно, мы учитываем это при наполнении инвестиционного портфеля. Мною сейчас поставлена задача перед руководством дирекции проекта о подыскании максимального числа инвесторов для того, чтобы нам иметь определенный резерв на следующий год. Вторая задача заключается в опережающем создании мощностей для поддержания системообразующих предприятий округа.

Дополнительный список стратегических предприятий был нами подготовлен и представлен президенту РФ. Свердловская область предложила увеличение списка на 20 предприятий. Количество нуждающихся в поддержке предприятий по остальным регионам округа варьируется от 5 до 10. Я убежден, что этот список в ближайшее время будет рассмотрен и наши предложения будут учтены.

Достаточно серьезной проблемой было финансирование предприятий оборонно-промышленного комплекса. Однако все основные проблемы, с ним связанные, на сегодняшний день решены, гособоронзаказ сформирован, и правительство неоднократно подчеркивало, что его финансирование в полном объеме будет обеспечено государством. На уровне округов в рамках авансирования гособоронзаказа уже пошли. Это помогло существенно поддержать те предприятия, которые испытывали серьезные финансовые затруднения.

Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы сократить время выделения средств для наших системообразующих предприятий, и я убежден, что в ближайшее время эту проблему нам удастся решить.

— Налаживает ли ваше полпредство отношения с институтами гражданского общества для того, чтобы организовать обратную связь с целью выяснения мнения простых граждан о будущем проекта?

При аппарате полномочного представителя в рамках округа создан и на протяжении последних лет эффективно работает гражданский форум, который аккумулирует в себя здоровые силы общественности: представителей партий, общественных объединений, профсоюзных, ветеранских, молодежных организаций. Они не только выступают с представительскими функциями, но и выступают в роли генераторов идей, которые нам помогают в работе.

Я встречался с руководством и советом гражданского форума. Мы договорились, что в рамках гражданского форума будет создана система мониторинга общественного мнения и генерирования идей с учетом тех обращений, которые туда поступают. Созданы также горячие линии у главных федеральных инспекторов и в аппарате полномочного представителя, которые служат для принятия решений по тем проблемам, которые больше всего волнуют население. За последний месяц только в наш аппарат поступило до 700 звонков. Главные федеральные инспектора еженедельно отчитываются мне по тематике обращений, по наиболее проблемным регионам. Хотелось бы, чтобы система обратной связи работала с той эффективностью, ради которой, собственно, и создавалась.

— В чем заключается инновационная составляющая проекта?

Основная идея проекта заключается в том, чтобы перевооружить производство и использовать кризисные явления для переоценки эффективности работы менеджмента. Речь идет о создании качественно новых производственных мощностей в металлургии и станкостроении.

В ближайшее время в Челябинске сдается в работу прокатный стан 5000. Это стан, который не имеет аналогов в России. В Тюмени осваивается серия месторождений. Эта работа на сегодняшний день может служить примером того, как осваиваются месторождения сложного залегания.

При осуществлении проекта «Урал промышленный — Урал полярный» будут использоваться только инновации и те технологии, которые обеспечат высокую эффективность и качество средств доставки, промышленной разработки месторождений с учетом экологической составляющей.

— Ведется ли работа с банками, чтобы смягчить социальную напряженность в связи с кризисом? Каков будет механизм контроля за государственной помощью?

Банки — наиболее проблемная часть механизма доведения государственных средств до промышленных предприятий. Одна из проблем — высокие ставки банковских кредитов. Нами посланы необходимые сигналы в администрацию президента, которые заключаются в том, что необходимо, по нашему мнению, разрабатывать систему компенсации высоких кредитных банковских ставок. Правительством разрабатываются механизмы таких компенсаций.

Вторая сторона проблемы — это сложность получения кредитов в банках. Это в меньшей степени затрагивает крупные предприятия. Сложнее с предприятиями малого и среднего бизнеса. В настоящее время объем средств, поступающих в банки в виде вкладов от населения, сократился. Сейчас отток вкладов прекратился, но и притока нет. Если брать уральский регион, то зафиксировано уменьшение транзитных операций в ряде банков в январе на две трети. Сейчас ситуация понемногу выправляется, но все равно остается сложной. Мы активно работаем над оказанием помощи сектору реальной экономики в получении кредитов, и, по моей информации, правительство работает над сокращением срока выделения этих средств.

— Кто автор стратегии развития УФО? Каковы размеры их вознаграждения? Каковы инструменты контроля за исполнением этого проекта?

Если говорить о персоналиях, то автором стратегии можно назвать нынешнего министра регионального развития, но это было бы неправильно, потому что это коллективный труд лучших специалистов УФО, включая научную общественность под эгидой аппарата полномочного представителя. 

Комментарии

Комментарии отстутствуют

Оставить комментарий

Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
ВИДЕО "Новости - 45"
ТОП новости
Гость на KURGAN.RU
Задайте вопрос Дмитрию ПожиленковуЗадайте вопрос Дмитрию Пожиленкову
Директору Департамента образования и науки Курганской области

Интервью с Игорем ТкачевымИнтервью с Игорем Ткачевым
Прокурором Курганской области

Все гости >>
Кто есть кто в Кургане?
Литовченко Денис СергеевичЛитовченко Денис Сергеевич
Бывший председатель Комитета по печати и средствам массовой информации Курганской области
Рейтинг@Mail.ru