KURGAN.RU - Информационный портал
16+
Поиск
ОБЪЯВЛЕНИЯ Мобильные новости
Карта

Интервью с Николаем Чирковым

Интервью с Николаем Чирковым протоиереем, благочинным города Кургана

Николай Чирков: «Наш народ стал задумываться о личном грехе»

- Отец Николай, на какой стадии сегодня возведение в Кургане Богоявленского храма? Кто спонсирует и поддерживает?
- На сегодняшний день закончились работы по монтажу фундамента и перекрытию подвального этажа Богоявленского храма. Сейчас ведутся подготовительные работы для кладки кирпичных стен храма. Для этого необходимо будет 850 тыс. рядного полнотелого печного кирпича. Нами заключен договор на поставку данного кирпича с заводом изготовителем г.Коркино в Челябинской области. Строительство первого за 100 лет храма в г.Кургане поддерживают большинство горожан, но благотворительность оказывают пока, к сожалению, немногие. Аккумулирует средства и выполняет большую организаторскую и просветительскую деятельность Общественный благотворительный фонд «Народный храм».
Реквизиты фонда:
640026, Россия, Курганская обл., г.Курган ул.Пушкина,2.
Общественный благотворительный Фонд «Народный Храм», г.Курган
ИHH 4501121028
KПП 450101001
БИК 043735860
K/C 30101810000000000860
P/C 40703810601000000022
Директор: Бакалкина Наталья Яковлевна (с.т.89125259060)
- Рядом со строящимся Богоявленским храмом в Кургане стоит памятник Леониду Красину – нашему земляку. Он в ужасном состоянии. Пожалуйста, не сносите его! И, еще, будете ли Вы облагораживать как-то близлежащую территорию, в том числе и возле памятника? Спасибо.
-Состояние данного памятника говорит об отношении к нему нашего общества, которое воспитывалось в советское время. Современным родителям, видимо, нечего сказать своим детям об этом человеке и о тех идеях, которые он воплощал в жизнь. Сносом памятников церковь не занимается. Есть в современной России много мест, где храмы соседствуют с подобными монументами, напоминая нам всем о вечных и временных истинах. После завершения строительства храма и благоустройства это место будет одним из красивейших районов нашего города.
- Одно время было очень много рекламы и информации о строительстве нового храма на берегу Тобола (Богоявленского). Неужели в этом есть необходимость? У нас в городе есть собор Александра Невского, а также и другие церкви, причем не только в самом Кургане, но и в близлежащих деревнях. Зачем строить еще одну?
- До революции в нашем маленьком уездном городе Кургане было 2 собора, 1 храм и 3 домовых церкви: госпитальная, духовного училища и тюремная. Один только собор Рождества Богородицы вмещал до 3-х тысяч человек. А первый каменный Троицкий собор у реки Тобол постройки 1767 года был поистине уникальным. Сейчас, помимо чудом уцелевшей Александровской церкви (ныне собор), в городе служат восемь приходов в приспособленных помещениях. Русский народ со своей славной тысячелетней историей, неужели не достоин в лучшие минуты своей жизни, когда он открывает душу перед Своим Создателем, должен это делать в вагончиках, в духоте, в тесноте? Неужели красота наших душ должна уйти навсегда с красотой наших православных храмов?
До революции в городе было 10 тыс. жителей (99% крещеных) и 6 храмов, вмещавших до 5 тыс. чел.Сейчас численность города - 330 тыс. (75% крещеных) и 9 приходов, которые с трудом могут вместить 1 тыс. чел.По моему мнению, необходимо восстановить, по возможности, все монастыри и храмы, а также строить новые там, где этого желают люди.
- Скажите, пожалуйста, отец Николай, а человек должен обязательно верить в Бога? Разве он не может быть и без веры, без посещений храма – отзывчивым, доброжелательным, ответственным? То есть нормальным, хорошим, земным человеком? Разве это не главное?
- Скажите, если отец любит сына, а сын не отвечает ему своей любовью, то может ли сын быть счастлив в жизни? Человек верит для того, чтобы накапливать эту любовь, источником которой является Бог. Любовь как белый свет, который включает в себя массу цветов и оттенков добродетелей, таких как отзывчивость, доброжелательность, ответственность, о которых говорите вы и многих, многих других…. Это и есть норма, канон. Этот Источник, человек, как свободная личность, может игнорировать и может обратиться к другому, искусственному, им придуманному, но ненадолго. С большими потерями и страданиями все равно придется искать этот живой Источник заново. Об этом пишет Библия, история, и подтверждает наша с вами жизнь. Можно и жить без веры, если благодать силы, накопленная трудами веры ваших предков, еще сохранилась в вашем роде.
- Отец Николай, аборты считаются грехом. А что церковь считает по поводу прерывания беременности по медицинским показаниям? То есть, если, к примеру, в середине беременности выясняется, что у будущего ребенка – патологии, несовместимые с жизнью, и женщину направляют на прерывание? Это тоже грех? Если да –то в, общем-то, современная медицина иного решения не предлагает… Это не тот случай, когда выясняется, что у ребенка могут быть проблемы со здоровьем, он, скорее всего будет болен, и родители могут выбирать, оставлять ли такого ребенка, то есть, если медицина не предлагает выбора? Марина, 27 лет.
- На нашем приходе много многодетных семей. Когда рождается очередной малыш, то радость бывает общая. Бывали и подобные случаи, о которых говорите вы. Мамы буквально в слезах приходили из поликлиник, перепуганные врачами о состоянии их плода. Каждая беременность конечно индивидуальная, но в нашей практике не было ни одного случая рождения ребенка-инвалида, хотя по показаниям врачей мать должна была бы сделать аборт. Что поменяло ход беременности? Укрепление веры матери и отца, молитва прихода или сильное желание родных и близких? И, вообще, правилен ли был поставлен диагноз? Создается впечатление, как будто кто-то подначивает наших врачей в нелегкий период ношения расстраивать будущих мам.
- А какой грех самый тяжелый?
- Хула на Духа Святого. Вообще в духовной святоотеческой практике есть перечень восьми смертных грехов. Большинство святых отцов говорят о восьми страстях или грехах:
1. чревообъядение, 2. любодеяние, 3. сребролюбие, 4. гнев, 5. печаль, 6. уныние,7. тщеславие,
8. гордость.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Гал (5:22-23) Это то, что является противоположным и спасительным состоянием души. То, что наш народ стал задумываться о личном грехе - говорит о многом. В этом случае у России может состояться истинное возрождение жизни.
- Правда ли, что нельзя работать в выходные? Это грех? (нельзя выполнять какую-то грязную работу: что-нибудь мыть, работать в огороде и пр.)
- Желательно, конечно, не работать, но посуду грязной оставлять нельзя, да и огород к вечеру полить необходимо. Живите и делайте все с молитвой и, Господь, сердцу вашему подскажет, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.
- Отец Николай, какое мнение у церкви по поводу суррогатного материнства, а также донорства человеческих органов?
- Очень хорошо и детально сформулирован ответ на данный вопрос в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви в 12 главе 4пункте:
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с "плодом чрева на пользу" супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия душ и телес". Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является "плотью от плоти" анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо "социальных", еще и так называемых биологических родителей. "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение "избыточных" эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация "репродуктивных прав" одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
- Когда вышел фильм «Страсти Христовы» было много разных мнений высказано. Кто-то из священнослужителей даже говорил, что нельзя этот фильм смотреть. А вы что думаете по этому поводу? И, вообще, сейчас, в общем-то, часто стали в кинематографии создавать образы «отцов». Вот какое Ваше мнение, отец Николай, каким должен быть священнослужитель в фильме или книге? А вам близок или симпатичен чей-нибудь образ из литературы или кино, может быть, из классики даже? Алексей, Курган.
- В студенческие годы мне неоднократно удавалось бывать на международных кинофестивалях в Москве. С утра до позднего вечера мы всматривались и вдумывались в сюжеты редких фильмов всемирно-известных режиссеров. Поэтому, я считаю, что киноискусство в какой-то мере помогло мне с формированием собственного мировоззрения. Убежден, что играть Иисуса Христа на сцене или в кино недопустимо. В ХIХ веке, например, в спектакле К.К.Романова «Царь Иудейский» Спасителя никто не играл, но присутствие Его чувствовалось зрителям с большей выразительностью и пользой для души.
Что касается образа священнослужителя из литературы, то мне близок старец Зосима из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского, о.Савелий Туберозов из «Соборян» Н.С.Лескова, образы священнослужителей в рассказах современного писателя протоиерея Николая Агафонова. Сыграть на сцене или в кино священнослужителя также невозможно. Даже канонически рукоположенный молодой батюшка с семинарским образованием очень продолжительное время воспринимается как не совсем настоящий. Что уже говорить об актере? Образ священнослужителя в современной литературе должен быть многогранным. В прямом смысле он должен быть любящим отцом для всех, не способным к осуждению, ответственным за судьбы людей. Как говорится, а «любовь подберет слова» ко всем приходящим и желающим научиться жить с Богом.
- Пожалуйста, объясните, почему так много тяжелейших испытаний, иногда граничащих с катастрофой (например, угроза жизни детей), выпадает на долю людей, которые как раз очень много делают для жизни, здоровья и счастья детей не только своих, но и чужих и это становится нормой их жизни? Или, например, Раиса Горбачёва, образовавшая фонд для больных лейкемией детей, в результате сама умерла от этого тяжкого недуга.
Если честно, складывается такое впечатление, что чем больше делаешь добрых дел, тем труднее твоя судьба. В чём же здесь смысл? Ведь нас всегда учили жить по библейским заповедям, чтобы избежать наказания от Бога.
- Бог, по природе Своей, в том смысле, в котором рассуждаете вы, никого не наказыет. Глагол «наказывать» переводится со славянского языка как наставлять, предупреждать, воспитывать. Наказывают люди себя сами. Также Бог не дает никакого отчета нам. Мы, люди, не сможем открыть все тайны и судьбы бытия. Человек переходит в иную жизнь в лучшие моменты своей жизни. И далеко не все то, что нам кажется, в действительности происходит в душе человека. Она может созревать в своем совершенстве, а может успешно деградировать. Реальный процесс внутренней жизни души может замечать только духовно зрелый человек или кому дано свыше. Мы рассуждаем душевно, а не духовно. Без веры в жизнь вечную подобные вопросы, которые ставит перед нами жизнь, действительно становятся неразрешимыми. Я могу, пользуясь интернетом, посоветовать вам внимательно прочесть завещание преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было».
- Скажите, пожалуйста, вот у меня есть золотой крестик, он не крещеный, можно ли его носить на руке на браслете?
- Крестик не «крестят», а освящают. Нательный крест носят исключительно на груди и сокрыто. В нашем народе сохранилась такая поговорка: «У кого крест наружи, тот всех хуже». Крест – символ победы над силой зла, и содействовать этой силе, выставлять его в другом назначении – грех.
- Так ли важно назвать новорожденного ребенка в соответствие с церковными святцами? Если так называют, то какие преимущества это дает ребенку?
- Вы совершенно свободны в выборе имени вашему ребенку. Существует традиция в нашем народе называть новорожденного по святцам, также в честь особо почитаемого святого или назвать именем кого-то из любимых ваших предков. Для православного христианина, ребенок, названный в честь святого, имеет с ним духовную связь и поддержку. Без живой веры все «преимущества» теряют всякий смысл.
- После обряда крещения следует причастие. Перед ним нельзя принимать накануне пищу и воду. А если это кормящая женщина – ей тоже нельзя пить и есть? Ведь пост, к примеру, не рекомендуется (в жестком виде) кормящим и беременным?
- После Таинства Крещения, которое принимает ваш ребенок, действительно следует Святое Причастие. Если крестится сама кормящая мама, то пить, конечно, можно. Если бы мы все действительно сознавали, что с нами происходит в момент Крещения, то, поверьте мне, у нас не возникло бы подобных вопросов.
- Отец Николай, злословие – это очень тяжелый грех? Я не могу и дня прожить, чтобы ни о ком не сказать что-нибудь нехорошее, посмеяться, я говорю это, зачастую, не потому, что, действительно, думаю так, а просто по привычке. Что вы мне порекомендуете?
- Можно справиться с этим, совершая Иисусову молитву. Господь откроет вашему сердцу где рассуждение у человека переходит границу и превращается в греховное осуждение.
- Какие семейные традиции живут в вашей семье?
- Наверное, они сугубо личные и о них как-то неудобно говорить открыто. Может быть, стремление к общему чувству единства слова и дела, является одной из традиций.
- Сейчас очень много объявлений об услугах знахарей, колдунов. Насколько известно, церковь вовсе не одобряет их деятельность. Что бы вы сказали тем людям, кто как раз сейчас порывается отправиться к таким «вещунам», чтобы подлечить ребенка или узнать будущее? Почему в некоторых случаях (рассказывали) при крещении младенцев, священник предупреждает, что ребенок, которого до этого водили к «бабке» будет кричать (я так понимаю, после погружения)?
- Все «духовное», что не в Церкви, может быть опасным для человека, хотя и может вначале принести некоторую помощь. В больницу мы идем, чтобы поправить свое физическое здоровье, в Церковь – душевное, а когда бездумно спешим к «вещунам», то попадаем в опасную область, где действует вирус лукавой «духовной» природы. Не надо позволять производить над собой или над «любимым» ребенком сомнительных экспериментов. Кстати, все эти деятели, пользуясь нынешней вседозволенностью, стараются прикрываться авторитетом Церкви, вешают иконы, говорят о необходимости исповеди и причастия, но не о той Исповеди и не о том Причастии учат они. Конечно, современному человеку, не просвещенному в этих вопросах, эту разницу уловить трудно, но, несмотря на это цена решений остается очень высокой.

Спасибо нашим читателям за вопросы, а отцу Николаю — за ответы

Комментарии

аня 11.07.2010
Скажите пожалуйста,а как Вы обьясните разгул педофилии в России ,чем наши дети провенились?
ответить +
Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.

Оставить комментарий

Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
ВИДЕО "Новости - 45"
ТОП новости
Гость на KURGAN.RU
Задайте вопрос Дмитрию ПожиленковуЗадайте вопрос Дмитрию Пожиленкову
Директору Департамента образования и науки Курганской области

Интервью с Игорем ТкачевымИнтервью с Игорем Ткачевым
Прокурором Курганской области

Все гости >>
Кто есть кто в Кургане?
Давыденко Анатолий ИвановичДавыденко Анатолий Иванович
Начальник Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Курганской области
Рейтинг@Mail.ru