KURGAN.RU - Информационный портал
16+
Поиск
ОБЪЯВЛЕНИЯ Мобильные новости
Карта

Интервью с Рашидом Саитовым

Интервью с Рашидом Саитовым заместителем генерального директора Корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный»

16 мая 2010 года проекту «Урал Промышленный - Урал Полярный» исполнится пять лет. В интервью пресс-службе Корпорации «Урал Промышленный - Урал Полярный» первый заместитель Генерального директора Рашид Саитов рассказал об истории вопроса, о том, что сделано и что сделать предстоит.

Рашид Азгарович, с чего и как начался проект?

Говоря строго юридически, комплексный инвестиционный проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» появился на основании Поручений Главы государства, данных им на совещании по вопросам развития Уральского федерального округа 16 мая 2005 г. Выступая на этом совещании, Владимир Путин обратил внимание, что богатейший потенциал северных территорий Уральского округа - Ямала и Югры - используется не в полной мере, а их ресурсная база не привлекается для развития и модернизации южных старопромышленных территорий округа, таких как Свердловская и Челябинская области. Анализ показал, что главным препятствием для решения этих задач является неразвитость транспортной и сопутствующей инфраструктуры, дефицит энергетических мощностей.

К 2006 г., одновременно с созданием ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», был подготовлен первый вариант мегапроекта и началась работа.

Этапным для реализации проекта стало и совещание, проведенное 11 декабря 2008 г. в Кургане под председательством Президента России Дмитрия Медведева. По его итогам также был подготовлен перечень поручений, направленных на активизацию работ по геологоразведке, а также по инвестиционному блоку. Сегодня этот перечень поручений - в стадии исполнения.

 

По ряду экспертных оценок, за пять лет проект претерпел существенные изменения. Считается, что Корпорация значительно снизила интерес к освоению природных ресурсов, сосредоточившись на транспорте и энергетике.

Это справедливо лишь отчасти. Напомню, что сегодня проект представляет собой комплекс взаимоувязанных между собой блоков и включает разработку 9 месторождений полезных ископаемых; строительство новых и развитие существующих промышленных предприятий Уральского федерального округа; строительство на территории и УрФО 8 объектов энергетической инфраструктуры общим объемом более 6000 Мвт; строительство на территориях ЯНАО, ХМАО, Тюменской и Свердловской областей объектов транспортной инфраструктуры (более 1200 км железных дорог, около 800 км автомобильных дорог, 2 совмещенных мостовых перехода).

«Урал Промышленный - Урал Полярный» - динамично развивающийся проект, естественно, что в ходе его реализации тактические задачи меняются, при этом стратегические остаются неизменными. Мы пришли к выводу, что минерально-сырьевой блок проекта может быть реализован лишь в контексте формирования необходимой транспортной и энергетической составляющей, поэтому основные усилия должны быть реализованы именно на этих направлениях. При этом соответствующие геологоразведочные работы продолжаются и, более того, будут активизированы.

 

То есть проект реализуется по всем основным направлениям. Если говорить в целом, чего ожидают акционеры - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочный представитель Президента России Николай Винниченко, реализующий политическое руководство проектом, «на выходе»?

Для северных регионов УрФО - Ямала и Югры - реализация проекта будет означать движение к диверсификации их экономик, расширению транспортно-логистических возможностей и энергообеспеченности, освоение значительной ресурсной базы (это - хромиты, бориты, золото, иные виды редких полезных ископаемых). Для старопромышленных территорий федерального округа реализация проекта - это повышение сырьевой обеспеченности металлургических и машиностроительных производств, создание 70 тысяч новых рабочих мест, рост объема заказов для предприятий Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей (по нашим оценкам, этот объем может превысить 200 млрд.руб.).

Другими словами, речь идет о мультипликативном эффекте для Уральского федерального округа, а также совершенствовании транспортной инфраструктуры России в целом, обеспечении возможностей комплексного освоения северных территорий, таких как Ямал и север Красноярского края.

 

Рашид Азгарович, оглядываясь назад, какие события в реализации проекта Вы бы назвали ключевыми?

Я уже отметил совещания, которые провели Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Это базовые события.

Ключевое политическое событие для «Урала Промышленного» - наделение его статусом партийного проекта «Единой России», которое произошло 2 декабря 2006 г. на съезде в Екатеринбурге.

9 июня 2007 года на Заседании Инвестиционной комиссии по проведению отбора инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, состоялось рассмотрение Проекта «Урал промышленный - Урал Полярный». Инвестиционная комиссия одобрила разработку проектно-сметной документации Проекта и приняла решение о выделении 6,5 млрд. рублей на разработку проектно-сметной документации.

10 октября 2008 года на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, была утверждена концепция комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».

20 октября 2009 г. в Министерство регионального развития Российской Федерации и в Министерство транспорта Российской Федерации была внесена заявка на выделение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в целях реализации второго этапа (который начался с нынешнего года) проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный».

Естественно, что определяющее значение для реализации проекта имело получение в 2007 - 2008 годах серии лицензий на недропользование - речь идет об уже упоминавшихся 9 месторождениях.

К концу прошлого года мы получили положительные заключения Главгосэкспертизы по всем объектам инфраструктуры, включенным в проект, а в феврале 2010 г. официально, на уровне Минтранса России подтвердили рентабельность (то есть прогнозируемые объемы перевозок) на будущих железнодорожных магистралях, возводимых в рамках мегапроекта.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что во второй половине прошлого года полностью обновился менеджмент Корпорации. Это дало новый импульс реализации проекта, вступившего в 2010 г. во фазу практической реализации комплексного инвестиционного проекта.

 

Прошло почти пять месяцев 2010 г. Как Вы оцениваете реализацию проекта в это время?

Главное - мы перешли от слов к делу! Вот несколько ярких примеров:

Первое. Добыча медно-цинковых руд в пределах Северо-Сосьвинского участка недр - в период с третьего квартала 2009 г. проведены поисково-оценочные работы на сумму 155,3 млн. рублей; в результате работ выявлены 4 перспективных участка на медно-цинковое оруднение. В данном случае речь идет о проекте создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса. Это - уникальный инновационный проект, пилотный проект в России области глубокой переработки твердого топлива. Проект создания Северо-Сосьвинского энергокомплекса мощностью не менее 1200 МВт, включает:

угольный разрез на Оторьинском месторождении;

завод по производству синтетического жидкого топлива на базе инновационных технических решений с использованием передовых технологий и оборудования мирового уровня, обеспечивающих глубокую переработку местного бурого угля;

энергообъект по производству электрической и тепловой энергии с наивысшей эффективностью.

Корпорация договорилась с Консорциумом компаний в составе ЗАО "АльянсГрупп", ОАО "Атомэнергомаш" и "WorleyParsons group" об участии в реализации этого проекта. Объем привлекаемых инвестиций составит 12,5 млрд.руб., в том числе в геологоразведку - 550 млн.руб.

Второе. В рамках строительства Няганьской ГРЭС завершаются проектные работы по монтажу первого блока 420 МВт.

Третье. В рамках строительства парогазовой электростанции в г. Ноябрьск закончено строительство 1-го блока, по 2-му блоку закончен монтаж оборудования.

Четвертое. Строительство газотурбинной электростанции «Полярная» начнется в августе этого года, а достроенная нами электростанция в Харпе (на 12 Мвт) уже функционирует в тестовом режиме.

Ну и, конечно, строительство железнодорожной линии Салехард-Надым. Как Вы знаете, с 16 марта начаты подготовительные работы.

Далее - железная дорога «Полуночная - Обская»...

Словом, работа ведется. Нельзя сказать, что все вопросы решены. Есть ведомственные разногласия, есть разногласия по технологическим решениям, есть определенные «пробуксовки» по срокам. Но это - что называется, «запланированные трудности».

 

И в заключение. Что Вы можете сказать скептикам, которые предрекают, что не сегодня - завтра проект прекратит существование?

Мне жаль время, которое они затрачивают на пустую работу.

Проект живет и развивается, строительство начато, расширяется круг инвесторов - это и крупнейшие российские компании, и представители бизнеса из Европы и Азии. Например, вчера на встрече с руководством компании - нашего партнера венгерско-чешского концерна OHL была подтверждена заинтересованность одного из крупнейших чешских банков в финансировании строительства железнодорожной линии Салехард - Надым. Речь идет о сумме - ни много, ни мало - порядка полутора миллиардов долларов. Аналогичные предложения поступают и от других европейских финансовых институтов. Кстати, 26 мая в резиденции уральского полпреда мы презентуем проект для представительной делегации Швейцарии.

К слову сказать, все объекты транспортного блока, энергетического блока, геологического блока включены в соответствующие долгосрочные федеральные программы, такие как «Стратегия развития транспорта в Российской Федерации», «Программа развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации» и т.д.

Проект «Урал Промышленный - Урал Полярный» - полностью отвечает вызовам времени, а значит - тем задачам, которые ставит перед нами Глава государства. Его реализация будет означать прорыв в сфере развития инфраструктуры, импортозамещения, энергоэффективности, станет весомой частью общей модернизации экономики нашей страны.

 

Так, что впереди - очень много работы. Но мы убеждены - дорогу осилит идущий!

Комментарии

Комментарии отстутствуют

Оставить комментарий

Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
ВИДЕО "Новости - 45"
ТОП новости
Гость на KURGAN.RU
Задайте вопрос Дмитрию ПожиленковуЗадайте вопрос Дмитрию Пожиленкову
Директору Департамента образования и науки Курганской области

Интервью с Игорем ТкачевымИнтервью с Игорем Ткачевым
Прокурором Курганской области

Все гости >>
Кто есть кто в Кургане?
Тропин Владимир АнатольевичТропин Владимир Анатольевич
Председатель совета директоров многопрофильного предприятия ООО АППК «Тропик»
Рейтинг@Mail.ru