KURGAN.RU - Информационный портал
16+
Поиск
ОБЪЯВЛЕНИЯ Мобильные новости
Карта

Майкл Кукушкин, столичный режиссер из Кургана:

Майкл Кукушкин, столичный режиссер из Кургана: «Уезжать в Москву уже неактуально. Есть идея — делайте там, где живете»

Его уже успели назвать «Спилбергом московского разлива», приехавшим из «глухой провинции». Столичным обозревателям ничего не стоит попрекнуть человека «нестоличным» происхождением. А он имел тут, «в глухомани», поболе, чем они. И оставил все нажитое, перечеркнул радужный карьерный горизонт и уехал в Москву - в никуда, за мечтой. Пяти лет хватило, чтоб стать заметной фигурой в отечественном кинобизнесе. Пяти лет — и всего ста тысяч долларов. За такие мизерные деньги продюсер Кукушкин сумел снять фильм «Неадекватные люди», ставший событием в мире кино.

 

«Неадекватные люди» стал самым прибыльным российским фильмом в 2011 году и занял второе место - после мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица». Фильм взял «Гран-при» на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, заработал на прокате в 6 раз больше, чем было на него затрачено, и был показан на Первом канале в передаче Гордона «Закрытый показ». На это ставил Миша Кукушкин, покидая в 2005 году пусть курганское — но высокопоставленное место генерального директора крупнейшего в Зауралье рекламного холдинга «Курьер». Реклама в Кургане без Кукушкина не закончилась, а вот российское кино приросло.

 

 Миш, вообще, от добра добра не ищут, но видимо, это не твой случай?


— Курган всегда был и остается для меня самым родным и добрым, и действительно, всё складывалось там неплохо, но я слишком четко понимал, что моё в этой жизни - это кино, и надо им заниматься. Это ощущение с детства нарастало, меня на лето увозили в Челябинскую область к дяде Гене, а он руководил клубом кинолюбителей. В армии прочитал рассказ Володи Борового «Прекращаем выживать», подумал - надо бы снять. Сняли через несколько лет, уже была за плечами студия «Мост», я тогда работал директором «Курьера». Посмотрел фильм - понял, что в Кургане серьезно заниматься кино не получится. Вот так и уехал, хотя никогда не имел специального намерения покорять столицу.

 

— Вроде бы сейчас «центробежная сила» понемногу отпускает народ, сам же рассказывал, люди снимают хорошее кино и в Перми, и в Екатеринбурге...

 

— Сейчас - да. Техника сделала рывок, и фильмы можно делать на бытовой камере. Уже состоялась мировая премьера фильма, снятого на телефон. Сегодня и в провинции можно снять качественное кино, главное - нужна идея. «Реальные пацаны» (телесериал на ТНТ) - снимают в Перми, режиссер Виктор Шамиров делает сериал в Ростове-на-Дону (снял один из моих любимых фильмов - «Упражнения в прекрасном»), а в Екатеринбурге ребята сделали фильм «Семья алкоголика». Так что клич «В Москву!» сегодня не совсем актуален, даже для творческих людей. Есть замысел - делай, а дальше есть Интернет, скайп, прочее. У Шамирова ребята-актеры, думаю, отучатся в Москве и вернутся к нему.


Я-то сюда приехал на пустое место. Начал работать на сериалах, хлопал хлопушкой, попал на фильм «Путевой обходчик», который стал, можно сказать, трамплином. Поначалу фильм планировался как «эконом», была договоренность с «Метростроем», что снимаем под землей на строящихся ветках, а потом пришел представитель «Коламбия Пикчерс» - американцы решили вложить в это кино деньги. И фильм вместо 15 тыс. стал стоить 2 млн. долларов. А я стал вторым режиссером. Но это по-русски так звучит художественно, а по-английски это - ассистент первого режиссера, который всех гоняет. Опыт получил колоссальный. А вместе с ним - непреодолимое желание сделать что-нибудь свое. А поскольку увлекался ужастиками, то и решил попробовать снять что-то в этом жанре. Написал сценарий, поднял на уши курганскую диаспору, помогали все, от журналистов до политиков (за что премного им всем благодарен), а друг и бизнесмен Саша Бабочкин дал денег, целых 60 тыс. долларов, на которые мы и сняли эпизод фильма «Молодое зло». Проба вызвала благосклонные отзывы, Свердловская киностудия почти предложила контракт, и тут грянул 2008-ой, кризисный. Мой фильм лег на полку, а я остался без работы. Тогда даже дешевые фильмы перестали снимать. Спасало меня тогда то, что в Москве я жил практически бесплатно, снимал квартиру за 3 тысячи рублей (опять же у курганцев). Кризис пересидел на канале «Звезда» - делал трейлеры к фильмам, зато овладел всеми тонкостями монтажа.

 

— Так уж ли нужно знать монтаж продюсеру? И вообще, где начинается история успеха «Неадекватных людей» и Кукушкина, а то какие-то сплошные тернии, а не звезды.

 

— В идеале продюсер должен понимать вообще всё. И быть режиссером, кстати. В проект «Неадекватные люди» меня привела школа драмы Германа Сидакова, это мое единственное киношное образование. Учился там, познакомился с Темой Душкиным (он, кстати, «висел» долго в Кургане на плакате бренда «Tom Farr», поскольку он модель), а через него вышел на Рому Каримова - режиссера из Уфы, делающего гениальные короткометражки. Почитал его сценарии, понял, что круто (был опыт, когда я читал в месяц по 200 сценариев, и стоящих было - не более 10, так что я понимал, что такое хороший сценарий). Предложил Каримову попродавать фильм инвесторам, время было посткризисное - всё дешево, и я просил на создание кино всего 100 тыс. долларов. Нашлись ребята из Иркутска, бизнесмены, которым проект стал интересен, они вложились. Тем более, что на тот момент в «Неадекватных» очень хотел сниматься Игорь Верник и Алена Водонаева, я козырнул «звездами», и деньги дали.

 

— В итоге ни Верника, ни Водонаевой нет, а фильм все равно удался.

 

— Пришлось расстаться с ними, я был инициатором, но выбора не было. Перед съемками начались проблемы, Игорь хотелось все перекроить под себя, график, людей, говорил, у меня есть основная работа, а ваше кино - это я так, одолжение делаю. И я понял, что мы все будем повязаны и зависнем, и отказался от их участия. То же самое произошло с Водонаевой, потом с дочерью Машкова Машей. Верник, конечно, негодовал, а меня занимал вопрос, где взять звезду за неделю до начала съемок. Помогла опять же курганская журналистка Настя Селиверстова (может кто-то помнит по «Региону-45»), она работает в московском издании, и располагает телефонами звезд. Вот она дала нам список телефонов, мы начались звонить, так случайно мы вышли на актера Илью Любимова. И он, как говорится, не обломался, хотя сроки были жесткие. Он нам привел Юлю Такшину, и хотя роль начальницы это вообще было не совсем её амплуа, она отыграла на отлично. Фильм мы сняли быстро - за 16 съемочных дней, потом с черновым монтажом искали либо покупателя, либо дистрибьютера. По разным причинам, отказались почти все, кроме компании «Парадиз» и Геворга Нерсисяна. Спасибо ему, поверил, и представил «Неадекватных» на фестиваль «Окно в Европу» в Выборге, оказалось, что поверил не зря. «Неадекватные» получили пять призов и фильм стал феноменом. Так пришел очередной опыт: даже профессионалы не могут порой дать профессиональную оценку. Хотя за этот год, безусловно, пережил всю гамму эмоций: от глубоко разочарования в фильме и в себе до полного катарсиса.

 

— Выходит, кинофестивали - это не просто корпоративная тусовка, но и путевка в жизнь?

 

— Нам повезло: Выборгский фестиваль - для зрительского кино плюс артхаус, в отличие от «Кинотавра», где берут «кино не для всех». Но в 2011 году отборщики на «Кинотавре» - странно, - но сработали по принципу «каждой твари по паре». Взяли и арт-хаус вроде «Бедуина» вместе со зрительскими фильмами типа «Бабла». Для меня было сюрпризом, что нынче на «Кинотавр» взяли наш фильм «Вдребезги» (черная комедия, очередной шедевр тандема Каримов-Кукушкин). Но я расценил это больше как реверанс и пардон за то, что они «прохлопали» «Неадекватных» людей». А то, что судьбу картины на фестивале решают пять-шесть человек из жюри, это даже хорошо. Субъективизм в искусстве - это всегда лучше, чем конъюнктура, и тем более, чем приход государства с его условиями.

 

— Тем не менее, государство поддерживает киноиндустрию, сами-то не справляетесь? Еще и американцы душат своими блокбастерами и зрительские деньги отнимают...

 

— Да, если судить в целом, то кинобизнес в России - занятие убыточное. Взять «Неадекватных людей», которые в топе по рентабельности. Инвесторы, конечно, заработали в 2 раза больше, чем вложили, но времени-то прошло почти два года. 


А наша киноиндустрия, на мой взгляд, не нашла пока свою нишу. Таких фильмов, как снимал Данелия, пока никто делать не научился, а это, по-моему, и есть наше место. А на международных кинофестивалях призы берут отечественные картины, рассказывающие о том, как невыразимо тяжело жить в России... Американцы, конечно, поднаторели в кинематографе. У них это прибыльно, потому что рынок сбыта - весь мир. Заметь, мы Америку как место действия в кино воспринимаем уже как родную - всё привычно.

 

— Спасибо кинотеатрам за это. Миша, почему и зачем на всех экранах Кургана всегда идут одни и те же фильмы, при этом - десять голливудских на один наш?

 

Потому что кинотеатры зарабатывают не столько на фильмах, сколько на поп-корне и кока-коле. Им нужны фильмы, на которых люди хорошо едят кукурузу, а это фильмы из Америки. К тому же в Кургане лишь один многозальник, да и тот не позволяет себе шаг в сторону от ширпотреба. Показывают то, что приносит деньги, что рекламируется по телевидению. Кроме того, есть такое мнение, что в кино ходят молодые люди до 30, которым не нужны умные нестандартные фильмы. А с другой стороны, маркетинг это очень сомнительный инструмент. Стив Джобс не держал принципиально отдела маркетинга, мотивируя тем, что люди никогда не знают, чего они хотят. Перед тем, как выпустить «Пиратов Карибского моря», делали замеры - люди говорили, что они не желают смотреть фильмы про пиратов. В итоге фильм побил все сборы.


В Новосибирске есть кинотеатр «Победа», который лидирует в России по сборам, и там совершенно иной репертуар: хорошие российские фильмы. Кстати, 2011 год был очень удачным в плане комедий, рекомендую посмотреть «Шапито-шоу», «2 дня», замечательные фильмы «Сибирь. Монамур», «Упражнения в прекрасном», «Огни притона», в общем, в России тоже снимают качественное кино. Коллектив «Победы» в Новосибирске просто умеет работать со зрителем, как они говорят - мы создаем аудиторию. Они приглашают режиссеров, организуют акции, типа ночи киномана, в общем, пропагандируют киноискусство, а не просто торгуют поп-корном под очередную «стрелялку». На одной только копии наших «Неадекватных» «Победа» заработала 700 тыс. рублей! Конечно, проще гонять раскрученные голливудские хиты-однодневки, чем работать на перспективу, создавая аудиторию, делая её умнее и помогая отечественному кинематографу. Это зависит от менталитета владельцев кинотеатра. Будем надеяться, Курган до этого дорастет, потому что публика - зрелая - есть. Я проверял. И «Неадекватные» собрали 150 тысяч в «России», это хороший результат.

 

— Профессия продюсера отвечает твоим творческим запросам? Это ведь просто оргработа?

 

— Это оргработа с огромным творческим вовлечением. Мы же до хрипоты спорим со сценаристами и режиссерами. При этом нельзя никого ломать, и бывает, режиссер уходит, и это лучше, чем он подчиниться - иначе пострадает продукт. «Путевой обходчик» - тому пример, тянули все в свою сторону, был конфликт режиссера с продюсером, и несмотря на хорошую команду, хорошего фильма не получилось. Все индивидуально, вот, например, у продюсера Бекмамбетова режиссер - всегда исполнитель его воли. А я бы предпочел снять сам, если не смогу найти на проект режиссера.

 

— Значит, ждать фильма от режиссера Кукушкина? Какой жанр нынче тебя притягивает?

 

— Есть интересные работы в качестве продюсера, а как режиссер хочу доделать «Молодое зло» и снять фильм «Трансгрессия» (ремейк «Прекращаем выживать»). А вообще вижу тренд, и он меня привлекает - жизненное, простое, доброе кино, какое делают, например, братья Дарден в Бельгии (из года в год получая «Пальмовую ветвь»). Моя стратегия - минимизировать затраты. Хотел бы приехать в глубинку с фотоаппаратом и съемочной группой человек из пяти и снять обычную российскую историю.

 

 

Интервью подготовила Анастасия Пашутина

 

Комментарии

таня 13.02.2012
Вот уж истинно "Какая гадость,эти ваши"Неадекватные люди"!!!
ответить +
Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
Алиса 22.02.2012
на вкус и цвет свои фломастеры, недалекая вы, Танюша. фильм для ДУМАЮЩИХ людей, а не...сами о себе все знаете.
ответить +
Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
гость 02.06.2014
а мне понравился фильм. и мужу моему тоже. он смотрел его много раз! видимо был в его жизни такой этап, созвучный настроению главного героя... хм, да что, - он резюме с его слов списал! работу искал тогда приличную, и нашел! фильм под настроение, - не гадость!
ответить +
Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.

Оставить комментарий

Имя
Текст сообщения (макс. 1000 символов)
Введите этот защитный код:
Введите этот защитный код
* Все комментарии пользователей проходят обязательную модерацию.
* Сообщения, содержащие оскорбления, обидные метафоры, предвзятые рассуждения в адрес героев публикаций, нарушающие элементарные правила этики и морали, а также законы РФ, публикации не подлежат.
ВИДЕО "Новости - 45"
ТОП новости
Гость на KURGAN.RU
Задайте вопрос Дмитрию ПожиленковуЗадайте вопрос Дмитрию Пожиленкову
Директору Департамента образования и науки Курганской области

Интервью с Игорем ТкачевымИнтервью с Игорем Ткачевым
Прокурором Курганской области

Все гости >>
Кто есть кто в Кургане?
Фролов Сергей ДмитриевичФролов Сергей Дмитриевич
Главный врач Курганской больницы скорой медицинской помощи
Рейтинг@Mail.ru